В честь Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. архивный сектор Администрации Дубовского района публикует весточки, которые с боевых полей отправляли самым близким и родным людям.
«Письма с фронта»
В честь Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. архивный сектор Администрации Дубовского района публикует весточки, которые с боевых полей отправляли самым близким и родным людям. В сегодняшние дни мы можем только представить, с каким нетерпением ждали писем с фронта наши родители, бабушки и дедушки. Как они радовались, узнавая, что родной человек жив и здоров. И как плакали, когда приходили похоронки…
В этой статье опубликовано несколько писем младшего брата Героя Советского Союза Михаила Феофановича Потапова, - Геннадия Феофановича Потапова, 1923 года рождения, уроженца Дубовского района, проживавшего в довоенные годы в станице Баклановская, позже – в селе Дубовское. Призван он был Дубовским РВК 15.07.1941 года и направлен учиться офицерскому делу в город Краснодар. На фронт Геннадий Потапов прибыл в конце 1942 года. В звании старшего лейтенанта, в должности начальника штаба командовал дивизионом 637 артиллерийского полка. В 1943 году награжден медалью «За отвагу», в 1944 - орденами Красной звезды и Орденом Отечественной войны 1-й степени. 14 марта 1944 года погиб на Украине в районе села Редвенцы Хмельницкого района Хмельницкой области.
Письма Геннадия Феофановича Потапова говорят о том, что он был общительным человеком, любящим свою семью, профессионалом военного дела и, самое главное, - настоящим патриотом, преданным своей Родине. Сегодня вам, читателям газеты, предоставляется возможность ознакомиться с рядом фронтовых писем нашего земляка, из которых вы получите очередное подтверждение о событиях, происходивших на территории Дубовского района в годы войны.
«22.06.42. Привет с фронта!
Здравствуйте, папа, мама, Валерка, Оля и Люда!
Письмо Ваше от10.6 получил 20.6. Благодарю. Рад, что Вы живете неплохо и имеете связь со всеми. Мне, правда, выходит все познавать. Но я живу ничего, бью фрицев и гансов. С питанием вопрос обстоит благополучно. Сыт, обут, одет.
Погода плоховатая дождь, ветер.
Но это не мешает нам лупить немцев. Однажды их собралось человек сорок у кухни, ну а нам видно хорошо с высоты. Саданули по ним, в общем они получили вместо каши свинца, кухню разбили, а на следующее утро все убрали со старого места!
А до этого уничтожили батарею из 3-х орудий. Моего помкомвзвода, командира батареи и наводчика представили к правительственной награде.
Я вступаю в кандидаты ВКП/б/, скоро получу кандидатскую карточку.
Передавайте привет знакомым. Пусть пишут.
С приветом Геннадий.
Пошлите это письмо Мише».
«Здравствуй, папа!
Привет с фронта!
Живу на старом месте.
Чувствую хорошо, только часто думаю о Вас, т.к. пока делать нечего, только спишь, да занимаешься с бойцами.
Папа! Напиши подробнее о Мише, когда он был дома, какой его адрес сейчас.
Что известно о Дубовской, о маме и Валерке, что с Федяевыми и т.д.
Очень становится тяжело на сердце, когда вспоминаешь о Дубовке, о том, что с ней стало теперь.
Но не долго будет хозяйничать там враг, скоро освободим наш край, скоро окончательно рассчитаемся с немцами, истребим их всех до единого. Мне сейчас хочется быть там – у Сталинграда, чтобы драться за эту крепость, чтобы там чувствовал враг мою месть и ненависть. С приветом твой Геннадий.
28.09.42».
«3.11.42
Привет с фронта!
Здравствуй, Володя!
Наконец то узнал твой адрес от папы.
Я с мая этого года нахожусь на фронте долгое время писем не получал ни от кого. В октябре папа прислал мне письмо.
Он эвакуирован вместе с заводом в Западно-Казахстанскую область. От Миши писем не получаю – не знаю – где он есть. Папа писал, что он был на Дону, виделись с папой.
Вовка! Мама осталась в Дубовской. Сейчас она оккупирована. Что стало с матерью и Валерием – не знаю.
Я по прежнему лейтенант – артиллерист, командир взвода управл.
Живу не плохо. Сейчас воевать не приходится. Но до этого бил по немцам. Сам стрелял неоднократно. Уничтожил до 30 фашистов, один НП. Много обнаруживал целей. 3х моих бойцов и мл. командиров – разведчиков наградили медалями.
Я принят уже в члены ВКП/б/ - Встречаю XXV годовщину уже коммунистом.
Часто думаю о Дубовской, о Доне. Что теперь там наделали немцы?
Но скоро придет ему конец. В этом мы все должны быть уверены.
Владимир, - пиши как ты очутился в Заозерном? Уцелели ли мои фотокарточки? Если уцелели – пришли мне какие получше. Я храню твою и Мишину фотокарточки, но своей не имею. Пришли мне хотя «гражданскую».
Пока все – жду ответа.
Адрес пиши теперь только так.
249 полевая поста, часть 780 – Потапову Г.Ф.
Пиши чаще – письма вероятно будут идти долго – не дожидаясь ответа – пиши следующее.
С приветом Геннадий.
3.11.42. Пиши о своей учебе».
«декабрь 1942 г.
Новогодний привет с фронта!
Здравствуй, папа!
Только что услышал о взятии нашими войсками ст. Семичная. Дубовка тоже на очереди! Значит, Новый год должен и будет годом полного освобождения нашей Родины от гитлеровских мерзавцев.
И мне кажется, что в сорок третьем мы встретимся все вместе с освобожденной Дубовской!
Пиши о своей жизни.
С приветом Геннадий».
«10.1.43 г.
Привет с фронта!
Здравствуй, папа!
Я жив – здоров. Живу по-прежнему, неплохо.
С радостью узнал об освобождении Дубовской, написал письмо маме и на школу, но не знаю что осталось там.
Владимиру отослал 300 руб.
3000 руб. внес на постройку артдивизиона.
Пиши о своей жизни.
С приветом Геннадий»
«5 марта 1943
Привет с фронта!
Здравствуй, папа!
Письмо твое получил. Очень рад за маму, что она осталась жива – здорова.
Кажется, семья наша по-маленьку начинает собираться. Где только наш старший – Михаил? Владимир – этот шмуль ростовский – он не пропадет. Он писал мне что поступает в артучилище, сделав себя 1925 г. рождения. Причиной его перехода в другое училище, вернее в другую школу явилось, как он пишет мне в письме, - плохое мат положение в первой – в ростовской школе, а также его стремление поскорее попасть в училище.
Правда, давно уже я не получал от него писем, но я уверен, что он где-то что-то выгадывает.
Я пишу сегодня еще одно письмо маме, мне хочется узнать, что же все-таки осталось от этих извергов, что стало с Дубовкой?
Мне папа приходится видеть освобожденные от немцев смоленские и орловские деревни. Что от них осталось – трубы, да стены и только карта сохраняет название бывшей деревни, а мирных жителей в ней нет, их угонят насильно в Германию. В газетах я читал, что за Дубовскую шли упорные бои, приходилось брать штурмом ж.д. каменные дома. И вот когда смотришь на разбитые смоленскую и орловскую деревни – с грустью и болью в сердце вспоминаешь родные края.
Сейчас приходится чаще встречаться с врагом, в один день батарея, где я являюсь заместителем командира батареи - выпустила до 1000 снарядов по немцам, разбили много их дзотов и блиндажей и др.
Ну, пока! Желаю всего наилучшего.
Твой сын Геннадий».
«22 июля 1943 г.
Привет с фронта!
Здравствуй, Миша!
Сегодня получил сразу 3 письма от тебя – где открытка и фото. Очень рад видеть тебя таким героем. Я помаленьку догоняю тебя, но навряд ли догоню. 19.7.43 г .принял батарею – прямо в бою. Получил только 1 пушку, а после разбогател, теперь есть все. Признаться мне не повезло – сменил комбата, который струсил в бою и растерял батарею. Сейчас я навел порядок и жду танки. Еще они не встречались на пути нашего наступления – немцы заранее отводят их и лишь наши танковые десанты догоняют и уничтожают их.
Приходится много работать и над самим собой и с людьми. Я немного их подбодрил – они все знали меня как разведчика – и теперь у каждого есть стремление повоевать по-настоящему.
И несмотря на то, что мне приходится меньше отдыхать, чем ранее, - я доволен работой и готовлю своих орлов к боям, которые временно затихли».
«10 октября 1943 г.
Привет с фронта!
Здравствуйте папа, мама, Володя, Валерка, Оля, Люда!
Жив, здоров. Пока не воюю – готовлюсь, учу своих хлопцев. Признаться, скучновато без войны – руки чешутся – хочется бить проклятую немчуру.
Вы тоже пишите редко и коротко, а знаете как хочется знать о доме, хочется видеть вас. Когда я с Краснодара после окончания училища в январе 42 г. ехал на фронт мимо дома – хотелось увидеть кого-нибудь. И не смотря на мои письма и телеграммы, посланные из Краснодара, - никто не вышел на вокзал. Так и уехал я, попрощавшись только с Дубовской, не видя никого из вас. А как хотелось увидеть. Сейчас это желание удвоилось и поэтому-то без войны скучновато не воюя.
Радостные вести о форсировании Днепра еще раз подтверждают о скором разгроме Гитлета. Но решающий удар лежит на нас, и поэтому мы отдыхаем и готовимся к нанесению этого удара.
Дядя Терентий пишет, что тоже скучает и хочет быстрее встретиться с врагом, чтобы разбить его.
Пишет и Мишина подруга Таисия. Пишет, что хлопочут о воздвижении ему памятника в гор.Фатеж. Мой рапорт где-то задержался, никак не дождусь ответа.
Папа! Если мои планы не сбудутся – не волнуйся, я и здесь мстил и отомщу еще немцам».
«17 января 1944
Привет с фронта!
Здравствуйте дорогие папа, мама, Валерка!
Сообщаю вам, что я жив, здоров.
Писем от вас не получал давно. Вам писал много из Киева, из Житомира. Получили ли вы эти письма?
Сейчас воюем. Говорят неплохо. Уже почти у границы. Правда, мне опять дали работенку – нач. штаба…Работы очень много, времени мало. Мне тяжеловато управлять таким подразделением. Думаю, что справлюсь!
Получил письмо от Грицаевой – описывает Михайлову жизнь на фронте. Оказывается он под Сталинградом попал в окружение, перебил много фрицев, и вернулся к своим. Когда немцев начали гнать от Сталинграда он был недалеко от дома, но попасть домой не мог. После воевал в Орловской и Курской областях.
Ну, мне тоже пришлось побывать кое-где. За время войны объездил почти всю европейскую часть СССР…»
«4 марта 1944 г.
Привет с фронта!
Здравствуйте!
Получил сегодня три Ваших письма, в том числе и вырезку из «На подъеме» фото Вовки.
Одновременно получил письмо от дяди Терентия с фотокарточкой (с усами!) и от Короткова с фото Владимира и Оли.
Короче, сегодняшний день был для меня большим днем!
Каждый просит мою фотокарточку, но не каждый хорошо представляет мое положение!
Если вернусь домой, то рассказов о моем житье-бытье хватит надолго!
Я могу описать свое фото – рожа такая же, на погонах три звездочки, на левой стороне груди медаль «За Отвагу», на правой - «Красная звезда».
Вот весь портрет.
Изменится – напишу. А ежели представится случай иметь фото – пришлю.
Передавайте привет всем знакомым.
Получили ли Вы мое письмо с маркой – послал проездом через один украинский городок.
Мог бы писать очень и очень многое, но времени очень мало.
Вы не обижайтесь, что пишу маловато и иной раз не пишу вовсе, - от вас жду большего.
Пока все.
С приветом Г. Потапов»
Из письма подполковника, командира части, адресованного родителям Геннадия Потапова, о его гибели:
«23.5.44
…Мы решили умереть, но нужно врагу не отдать. 13 марта, когда противник 20-ю танкам и батальонам пехоты атаковал нас, мы дрались, как звери. Танки противника горели, но лезли. Наши пушки выводились из строя. Геннадий будучи начальников штаба дивизиона, находился у одного из орудий, и когда танки, раздавив его орудие подошли к его окопу на 10 – 20 м, он вместе с командиром батареи, видя, что они находятся полностью в кольце, метнули последние противотанковые гранаты, подбили еще один танк, а потом застрелились, чтобы не попасть живыми в руки зверям. Так погибают только герои. Через 3 дня мы заняли вновь этот район, нашли совершенно раздетого Геннадия и похоронили под пушечный залп…
С января 2023 года запущена акция «Фронтовые письма». Администрация Дубовского района просит приносить в архивный сектор Администрации района письма лично или направлять в формате PDF по электронной почте: dubarchive@mail.ru. В результате драгоценные весточки будут опубликованы в районной газете «Светоч» и социальных сетях Администрации Дубовского района, в которых сохранится авторский стиль, орфография и пунктуация.
Архивный сектор Администрации Дубовского района