Видеоприем страхователей Дубовского района 

    20 июля 2011 года заместитель Управляющего Отделением ПФР по Ростовской области Л.В.Кухта провела видеоприем страхователей Дубовского района Ростовской области. 
    В ходе видеоприема были рассмотрены следующие вопросы, поставленные страхователями:  
- производится ли начисление страховых взносов с единовременного пособия за полные  годы стажа муниципальной службы, назначение и выплата которого производится на основании Решения Дубовского районного Собрания депутатов от 27.02.2009г. № 270 «Об оплате труда и иных выплат муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в Дубовском районе»,  в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию;
- 24.06.2011 года, на основании приказа Госкомнадзора,  редакция районной газеты «Светоч» включена в Реестр плательщиков  пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. С какого периода будет предоставлена льгота?  На какой период времени подтверждаются полномочия плательщиков по ст.58  Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ;
- какой пакет документов организация должна предоставить для подтверждения применения пониженного тарифа при проведении  выездной проверки специалистами ПФР;
- в 2010 году предприятие применяло пониженный тариф по упрощенной системе налогообложения. Сельскохозпроизводственный кооператив «Искра» отвечает  критериям 346/2 статьи Налогового кодекса РФ, как сельхозтоваропроизводитель. Какие документы необходимо представить в УПФР для подтверждения применения пониженного тарифа по ст. 58  Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ (сельскохозяйственный товаропроизводитель);
- возможна ли неуплата  индивидуальным предпринимателем страховых взносов в ПФР  (исходя из стоимости страхового года) за период нахождения в отпуске по рождению и уходу за ребенком? Какие документы необходимо для этого предоставить.
На все эти вопросы Л.В.Кухта представила развернутые ответы, опираясь на положения действующего пенсионного законодательства. 

Вопрос 1.

Производится ли начисление страховых взносов с единовременного пособия за полные  годы стажа муниципальной службы, назначение и выплата которого производится на основании Решения Дубовского районного Собрания депутатов от 27.02.2009г. № 270 «Об оплате труда и иных выплат муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в Дубовском районе»,  в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию. 

Ответ:Подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсаций за неиспользованный отпуск.

На основании данной нормы не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены ТК РФ (ст. 84, 178, 296, 318 ТК РФ). 

Не облагаются

Статья 84. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора
- Процедура прекращения трудового договора, который был заключен в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью >>>
- Процедура прекращения трудового договора, который был заключен на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья >>>
- Процедура прекращения трудового договора в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании >>>
- Процедура прекращения трудового договора, который был заключен в нарушение постановления судьи, иного органа, должностного лица >>>

Статья 178. Выходные пособия

- Выплаты работнику при прекращении трудового договора ввиду отказа работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий договора >>>
- Выплаты работнику при прекращении трудового договора в связи с его отказом от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем >>>
- Выплаты работнику при расторжении трудового договора в связи с прекращением деятельности филиалов и представительств >>>
- Выплаты, производимые работнику при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации >>>
- Выплаты работнику при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников >>>
- Выплаты работнику при прекращении трудового договора в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на альтернативную гражданскую службу >>>
- Выплаты при прекращении трудового договора в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда >>>
- Выплаты при прекращении трудового договора в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением >>> 

Статья 296. Расторжение трудового договора с работниками, занятыми на сезонных работах.
Работник, занятый на сезонных работах, обязан в письменной форме предупредить работодателя о досрочном расторжении трудового договора за три календарных дня.
    Работодатель обязан предупредить работника, занятого на сезонных работах, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации в письменной форме под роспись не менее чем за семь календарных дней. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
    При прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка. 

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. 

(Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Исходя из вышеизложенного, единовременные пособия за полные  годы стажа муниципальной службы, назначение и выплата которого производится на основании Решения Дубовского районного Собрания депутатов от 27.02.2009г. № 270  не поименованы  в ст. 84, 178, 296, 318 ТК РФ, а значит должны облагаться страховыми взносами.

 Вопрос 2.

24.06.2011г., на основании приказа Госкомнадзора, редакция включена в Реестр плательщиков пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. С какого периода будет предоставлена льгота? На какой период времени подтверждаются полномочия плательщиков по ст.58 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ?
Пониженные тарифы страховых взносов установлены для российских организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей), которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир), издание средств массовой информации (кроме рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2011 г. тариф составляет 26 процентов (ПФР - 20 процентов, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 2 процента).
В указанном случае льгота может быть  предоставлена с июня 2011года при условии подтверждения  основного вида деятельности, относящегося  к производству, выпуску в свет (в эфир), изданию средств массовой информации (кроме рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде.
При этом Правительство РФ утверждает в отношении таких страхователей (ч. 1.1, 1.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):
1) порядок подтверждения основного вида экономической деятельности.
В настоящий момент такой порядок не разработан. Поэтому у страхователя отсутствует возможность обосновать правомерность использования льготы по уплате взносов.
Поэтому для минимизации рисков до принятия этого порядка указанным организациям и предпринимателям все-таки рекомендуется перечислять взносы по общеустановленным тарифам. После утверждения Порядка страховые взносы можно будет пересчитать по льготным тарифам, а излишне уплаченные суммы зачесть в счет предстоящих платежей.
2) порядок подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию СМИ  и  правила ведения реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области СМИ. Утверждены  Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 N 150.
На основании п. 6 Правил подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) или изданию СМИ плательщики взносов должны подтверждать свои полномочия по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию СМИ ежеквартально до 10-го числа последнего месяца квартала. Сведения нужно подавать в территориальный орган Роскомнадзора по месту своей регистрации.
В I квартале 2011 г. страхователи вправе подтвердить свои полномочия до 30 марта 2011 г. Это предусмотрено п. 7 Правил N 150.
Страхователь утрачивает право исчислять взносы с применением пониженных тарифов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено какое-либо из перечисленных нарушений:
- плательщик взносов исключен из реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере СМИ;
- вид экономической деятельности страхователя не соответствует виду деятельности, при котором возможно применение пониженных ставок взносов.
В этом случае сумму взносов нужно будет пересчитать по общим тарифам с начала периода, в котором выявлено указанное несоответствие, и начислить пени.

Вопрос 3.

Какой пакет документов должна представить организация для подтверждения применения пониженного тарифа  при проведении выездной проверки специалистами ПФР (ОКВЭД – 80.41.1)

  1. Уведомление органа  статистики с информацией о присвоенных организации кодах по ОКВЭД;
  2. Уведомление налогового органа о возможности применения УСН на право применения УСН  (заявление формы №26.2-1 о переходе на УСН),  декларация по УСН с отметкой налогового органа.
  3. Договора  по оказанию образовательных услуг (договора по покупателям);
  4. Карточки расчетов по каждому договору (покупателю) - счет 62.1  и счет 62.1 (авансы),  сгруппированные по видам деятельности;
  5. Книга   учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную   систему налогообложения  – смотрим общую выручку (счет 90). 

    На основании этих документов определяется основной вид экономической деятельности – тот,  по которому доля доходов составляет не менее 70%. Далее проверяется соответствие основного вида экономической деятельности   нормам  ст. 58 (ч.8)  212-ФЗ.
    Плательщики на УСН могут вести учет, а могут и не вести. Т.к. учет не обязателен. Но для того, чтобы плательщик был способен подтвердить право применения пониженного тарифа -  ведение учета становится обязательным.   При его отсутствии органы ПФР не смогут проверить право на пониженный тариф и соответственно плательщику будет отказ в его применении.

Вопрос 4.

    В 2010 году предприятие применяло пониженный тариф по УСН. СПК отвечает  критериям 346.2 статьи НК, как сельхозтоваропроизводитель. Какие документы необходимо представить в УПФР для подтверждения применения пониженного тарифа по ст. 58  Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ (сельскохозяйственный товаропроизводитель)?  

2010 ГОД

1. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, (ст. 57 п.2 ч. 2) подтверждение - Уведомление налогового органа о возможности применения УСН на право применения УСН (заявление формы №26.2-1о переходе на УСН), декларация по УСН с отметкой налогового органа.

Пенсионный фонд
Российской Федерации
Фонд социального страхования
Российской Федерации
Фонды обязательного
медицинского страхования
    Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования
14,0 процента 0,0 процента 0,0 процента 0,0 процента

 (ст. 57 п.1 ч. 2)  для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации

2011 год 

Пенсионный фонд
Российской Федерации
Фонд социального страхования
Российской Федерации
Фонды обязательного
медицинского страхования
    Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования
15,8 процента 1,9 процента 1,1 процента 1,2 процента
  1. 1.     УСН (ст.58 п.8 ч.1)для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) являются виды перечисленные в ст. 58

 Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

 П.3.2. ст. 58  В течение 2011 - 2012 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Наименование 2011 год 2012 год
Пенсионный Фонд Российской Федерации  18,0 процента 18,0 процента
Фонд социального страхования
Российской Федерации
2,9 процента 2,9 процента
Федеральный Фонд обязательного
медицинского страхования
3,1 процент 5,1 процент
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования
2,0 процента 0,0 процента

 Надо ли прилагать к форме расчета по страховым взносам какие-нибудь дополнительные документы?

- Нет, достаточно просто заполнить подраздел 4.4 разд. 4 расчета. Органы Пенсионного фонда, получив отчетность, проводят ее камеральную проверку. И если у проверяющих возникнут сомнения в обоснованности применения льготного тарифа, Закон N 212-ФЗ позволяет им запросить дополнительную информацию и подтверждающие документы.

Это могут быть, например, Книга учета доходов и расходов , декларация по налогу при УСНО и какие-то первичные документы. А также учредительные и регистрационные документы.

Обычно при регистрации организация указывает в своих документах несколько видов деятельности и соответствующие им коды ОКВЭД. И для того чтобы получить возможность применять пониженный тариф по страховым взносам, льготный вид деятельности обязательно должен быть среди них указан. Наименование и код основного вида деятельности вы заявляете в титульном листе формы расчета, а долю дохода от него указываете в подразделе 4.4 

2.  В течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Информацию о соответствии и несоответствии сельскохозяйственных товаропроизводителей критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы предоставляют в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением по взаимодействию заключенным между ПФР и ФНС России 22 февраля 2011г.

В Соглашении определено, что обмен информацией осуществляется в соответствии с утвержденным Протоколом . На сегодняшний день Протокол не утвержден, и до его подписания сведения из налоговых органов не поступают. 

До  получения информации из ИФНС для подтверждением могут служить:

Расчет доли доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, составленный в произвольной форме,

Копия налоговой декларации по налогу на прибыль с отметкой налогового органа о принятии, где признак налогоплательщика (код) должен соответствовать сельхозтоваропроизводителю.

СТ. 58 П. 2. В течение 2011 - 2014 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 (СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ)  - 3 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Наименование 2011 год 2012 год 2013-2014
годы
Пенсионный Фонд
Российской Федерации
16,0 16,0 21,0
Фонд социального страхования
Российской Федерации
1,9 1,9 2,4
Федеральный Фонд обязательного
медицинского страхования
1,1 2,3 3,7
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования
1,2 0,0

0,0

 

Вопрос 5.

Возможна ли неуплата  ИП страховых взносов в ПФР  (исходя из стоимости ССГ) за период нахождения в отпуске по рождению и уходу за ребенком? Какие документы необходимо для этого предоставить?

Ответ:

    Определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182-О было установлено, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), предусматривавшие взимание фиксированного платежа, во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
    Указанная позиция основана на том, что согласно статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ периоды нахождения лица, уплачивающего страховые взносы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежат зачету в страховой стаж. При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 167-ФЗ на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду РФ выделяются средства из федерального бюджета.
    Вместе с тем Федеральным законом от 24.12.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страховые взносы в виде фиксированного платежа с 1 января 2010 года были отменены.
    Федеральным законом N 212-ФЗ введен новый порядок уплаты страховых взносов, согласно которому размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, не являющимся работодателем, определяется исходя из стоимости страхового года.
    Несмотря на то, что норм о приостановлении обязанностей уплаты страховых взносов в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит, остались неизменными положения Федерального закона N 167-ФЗ Федерального закона N 173-ФЗ, касающиеся порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов фонда в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
    По мнению Минздравсоцразвития России, в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет страховые взносы в ПФР не уплачиваются.
    Для освобождения данной категории индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов исходя из стоимости страхового года  необходимо внесение  изменений в Федеральный закон N 212-ФЗ, предусматривающих освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов за период, в течение которого предпринимательская деятельность ими не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.